Инновации и традиции современной школы

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

на примере МОУ «Гимназия №3» г. Пролетарск Ростовской области

С.В. Даниленко

Наша гимназия в 2008 году стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В чем же особенность нашей гимназии? Именно в традициях и инновациях, применяемых в ней, которые всегда поддерживает администрация (что очень важно!) – Коленько Г.Н., директор, и Савченко О.Н., завуч гимназии.

В обеспечении непрерывности процесса развития образовательной системы значительная роль принадлежит традициям. Данной проблеме посвящены работы многих ученых:
  • системного подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина);
  • традиций школьной и общественной работы учащихся (И.А. Блинков, Ю.Л. Изюмский, Е.А. Ямбург);
  • традиций как средства воспитания подрастающего поколения (И.А. Блинков, Б.Б. Глинский, Н.П. Добронравов, И.С. Дриц, И.А. Колесникова, А.С. Макаренко, О.С. Муравьева, В.В. Струнин, Б.А. Титов, Б.Е. Ширвиндт);
  • традиций гимназического образования (В.В. Лаптев, А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова, Н.И. Роговцева);
  • соотношения инноваций и традиций (И.Ю. Алексашина, А.Г. Асмолов, Т.К. Клименко, Н.Л. Селиванова, Е.В. Ткаченко).
Понятие «традиция» в переводе с латинского означает «передача». В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается определение «традиция – преданье, все, что устно перешло от одного поколения на другое».
Ожегов С.И. пишет: «Традиция – то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем преданья, устной или литературной передачи (например, идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы)».
В исследованиях профессора В.И. Гема находим, что традиции – это форма реализации преемственности между поколениями.
К.Д. Ушинский внес термин «исторические традиции в воспитании».
А.С. Макаренко ввел термины: преемственность поколений в коллективе, традиции.
Идеи А.С. Макаренко об опоре на традиции положены в основу советской воспитательной системы. Особенно важна его идея о связи перспективы и традиций: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся традиция требует новой перспективы, приобрела практическое значение.

Наша гимназия богата своими традициями, это и праздник Первого звонка, День учителя «Поклон тебе низкий, мой добрый учитель...», День здоровья, День борьбы со СПИДом, День инвалида, предметные недели, вечера, олимпиады по предметам, День святого Валентина, «За милых дам и наших мам», 1 апреля – День смеха, «День Победы», «День матери», «Последний звонок».
Традиции – это постоянно действующие формы деятельности коллектива, «коллективные привычки». Традиции являются результатом жизни самого коллектива, их нельзя навязать.

Такими традициями также являются выборы. Каждый год мы проводим традиционный Вечер встречи выпускников. Главной особенностью праздника является то, что в этот день в коридорах и классах встречаются не только друзья и одноклассники, встречаются родственники – родители и дети, братья и сестры, и даже бабушки, дедушки и внуки, потому что здесь учились и учатся целыми семьями, династиями. Примером новых традиций является проведение Дня гимназии в апреле.

Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни. Поэтому целью работы социально-психологической службы МБОУ «Гимназия №3» является комплексное социально-психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения.

Мы учитываем при этом отличия инновационного образовательного пространства от традиционного учебного процесса, ведь мы ориентируемся не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности учащегося, творческих способностей, профессионального самоопределения, социальной адаптированности, общеобразовательной подготовки.

В своей деятельности я опираюсь на труды отечественных ученых:
  • основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность по усвоению или присвоению им достижений предшествующих поколений людей (Леонтьев А.Н.);
  • развитие психики следует рассматривать как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям (Рубинштейн С.Л.);
  • личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения общественных форм Инновации и традиции современной школы сознания и поведения (Асмолов А.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.);
  • в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах ведущая роль отводится обучению (Блонский П.П., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В.);
  • ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода (Выготский Л.С., Блонский П.П., Лейтес Н.С.);
  • общение со взрослыми – необходимое условие психического и личностного развития ребенка (Божович Л.И., Дубровина И.В., Лисина М.И., Кон И.С.);
  • сопровождение включает в себя: следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном, социокультурном этапе онтогенеза; создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов; помощь в ориентировании и действиях в заданной ситуации, создание условий для максимального развития и обучения; действие опосредованно через педагогов и родителей (Битянова М.Р.).

Инновационность педагогических разработок заключается, на мой взгляд, в том, что мы активно сочетаем классно-урочную систему обучения с современными образовательными технологиями, например, с проектно-исследовательской.

Наши дети делают совершенно уникальные электронные пособия, презентации по отдельным областям знаний (ОБЖ – Костюк Г.Н., биология – Кононенко Л.И., технология – Кукотин С.В., физика – Толубенко В.Г., география – Никонюк Н.А., история – Марченко В.А., Усякина О.В., английский язык – Толпинская М.А., немецкий язык – Коробкина Е.Т., мировая художественная культура – Самойленко С.А., химия – Щепкина В.С., математика – Ефремова И.В.), их проектные работы ежегодно занимают достойные места на внутришкольных конференциях, городских и всероссийских конкурсах («Первые шаги» – Дудка Л.Н. – филология, Даниленко С.В. – психология).

Практически все проектные работы являются открытыми, то есть каждую из них новое поколение гимназистов может дополнить современным видением той или иной проблемы.

Применение инновационных технологий как средство повышения профессионального мастерства учителя, его самоутверждения в новом образовательном пространстве современной школы, поиск новых эффективных способов организации учебного процесса призваны решению единой цели – повышение качества образования и всестороннего развития школьников.

Чтобы удовлетворить запрос общества на качественное обучение мы используем такие образовательные технологии, которые имеют качественную характеристику, т.е. совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания задачами здоровьесбережения, индивидуализации и развития профессиональных компетенций личности.

В течение года для всех мероприятий и открытых уроков в соответствии с целями школы было характерно апробирование новых методик и внедрение в УВП новых образовательных технологий. Изучая и сравнивая положительные и отрицательные стороны традиционной школы и современной, каждый педагог использовал в работе свои направления при внедрении различных технологий в соответствии с поставленной задачей и учитывая контингент учащихся.

На уроках и внеурочной деятельности педагогами используются элементы инновационных технологий: технологии воспитания и обучения детей с проблемами (дифференциация обучения, разно уровневое обучение); проблемное обучение на уроках гуманитарного цикла; метод проектов; элементы личностно-ориентированного обучения для развития индивидуальных способностей личности; развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного критического и творческого мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, предполагает изменения в деятельности социально-психологической службы гимназии. В соответствии с вышеизложенным, психологическая служба школы работает в следующих направлениях (по Е.И. Рогову):
  1. Психологизация учебного процесса (психологический семинар для учителей, работа творческих групп учителей по изучению психологических основ личностно ориентированных технологий и др.).
  2. Профилактическая работа (превентивное обучение с применением как традиционных, так и инновационных методов).
  3. Психодиагностическая работа – как информационное обеспечение процесса сопровождения).
  4. Психокоррекционная и развивающая работа: обучающе-развивающие занятия, классные часы, тренинги, встречи, факультативные и элективные курсы.
  5. Психологическое просвещение обучающихся, преподавателей и родителей.
  6. Консультативная деятельность.
  7. Экспертиза.
Наше образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №3» два года назад успешно прошла независимую экспертизу на аттестацию нового типа образовательного учреждения «Гимназия», что подтверждает положительную динамику в рамках работы по психологическому сопровождению инновационных процессов в школе.

Понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, поэтому мы делаем акцент на психологической подготовке педагогов к работе по инновационным технологиям через включение педагогов в активное обсуждение проблем развивающего обучения на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Данная работа предполагает все направления деятельности службы: как просвещение, профилактику, консультирование, так и диагностику, развитие, коррекцию и психотерапию через работу педсоветов, совещаний, методических объединений, консилиума, психолого-педагогических семинаров.

Так, в рамках этой работы за последние три года проведены следующие мероприятия:
– лекции на педсоветах: «Личностно-ориентированное обучение», «Психология крика», «У учительских детей особая доля – всегда в зоне видимости», «Организация ситуации успеха на уроке» и др.;
– психолого-педагогические семинары: «Психологическая готовность к школьному обучению», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Игра и учение в младшем школьном возрасте», «Этот трудный подростковый возраст», «Психологическая подготовка к ЕГЭ», «Психология одаренности» и др.;
– тренинги:
– «Эмоциональное выгорание учителей» – О. Хухлаева;
– «Тренинг педагогической осознанности» – рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям – Л. Мардер;
– «Тренинг развития способностей транслирования субъектных характеристик» – Т.Н. Щербакова, Р.Х. Ганиева;
– «Социально-психологический тренинг» – Г.П. Звездина, А.Г. Вольваченко;
– «Я воспитатель!» – личность педагога как инструмент воспитания;
– «Должен быть лучший путь!» – Н. Андрияхина;
– «Создай себе настроение» – обучение способам саморегуляции, авторский тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Будьте счастливы!»;
– проведение семинаров-практикумов и выступления на МО классных руководителей: «Мобильный телефон в школе», «Как избежать насилия в школе, или воспитание милосердия», «Компьютерная зависимость. Что это?», «Индивидуальная и групповая работа с «трудными»», «О профилактике вредных привычек и употребления ПАВ», «Мудрость в повседневных контактах», «О суициде» и др.;
– организация и работа психолого-медико-педагогического консилиума (точки соприкосновения психолога, педагога и родителя) по следующим темам: «Анализ уровня адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов», «Утверждение рекомендаций консилиума по внесению дополнений в индивидуальные программы психолого-педагогической, медико-социальной помощи первоклассникам с низкими показателями адаптации», «Трудный класс», «Анализ динамики развития учащихся 1-х классов «группы особого внимания»» и т.д.;
– используемые методики, диагностирующие личностную готовность учителя к индивидуализации обучения:
а) отдельных личностных качеств, благоприятных для осуществления индивидуализации и личностно-ориентированного обучения:
«Самооценка эмпатических способностей» – Орлов Ю.М., Емельянов Ю.Н.;
б) комплекса качеств:
  1. Соционический тест – Гульчевская Н.Е.;
  2. «Соционический портрет учителя» в соответствии с классификацией социотипов Гуленко и Тыщенко.
Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. развитие его из побочного результата превращается в главную задачу, в связи с которой необходимо найти в педагогическом процессе такие психолого-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению активности и самостоятельности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.

Согласно программе деятельности педагога-психолога по здоровье сберегающему образу жизни учащихся нашей школы, я веду все виды работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся: профилактическую, диагностическую, консультационную (групповую и индивидуальную), развивающую и коррекционную, просветительскую и экспертную.

В течение последних восьми лет в нашей гимназии функционирует «мамина школа» для дошкольников «Филиппок», в которой весь год ведут занятия не только педагоги начальной школы, но и психолог по программе профилактики дезадаптации в школе и развитию психических процессов.

Сравнительный анализ диагностики «Психологической готовности к школе» и «Адаптации первоклассников» показывают, что явная и латентная дезадаптация первоклассников не выявлена у детей, обучающихся по авторской программе «Филиппок», выходная диагностика (после 30 коррекционно-развивающих занятий) ребенка проводится в присутствии родителей индивидуально с последующим консультированием и рекомендациями на подготовку через игру, что обеспечивает готовность к школе, привлекает родителей, расширяет их психологическую компетенцию и повышает престиж гимназии.

Следующая задача психологического сопровождения учащихся начальной школы – обеспечение адаптации в школе, развитие познавательной и учебной мотивации, творческих способностей через диагностику дезадаптации, семинар с классными руководителями по набору детей в адаптационные группы, индивидуальное консультирование родителей, школьный ПМПк, ведение цикла коррекционно-развивающих занятий с учащимися, повторную диагностику, посещения уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение за детьми во время обедов в столовой и на динамической паузе, родительские собрания, ведение «Карт развития личности», участие в классном часе, родительских собраниях, проводимых с использованием ИКТ, элементами тренинговой работы. Вся вышеперечисленная работа проводится только совместно и благодаря учителям начальной школы: Е.В. Агаповой, И.А. Тарасовой, Л.А. Антоновой, Е.П. Галицыной, Л.Б. Орагвелидзе, С.П. Поповой, Г.Н. Вербовой, О.В. Фодор.

Важное значение служба уделяет психологическому сопровождению одаренного ребенка, развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей. Психолог работает по авторской программе, прошедшей экспертизу при Ростовском ИПК и ПРО «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного и среднего возраста»; на каждого ребенка ведется портфолио. На итоговой районной конференции исследовательская деятельность учащихся была несколько раз отмечена грамотами РОО и Грантами главы администрации района.

Социально-психологическая служба школы вот уже пятый год создает такие психолого-педагогические условия, которые в максимальной степени способствуют здоровому образу жизни, проявлению самостоятельности, активности, личностному и интеллектуальному развитию учащихся.

Условия эти – организация и ведение клуба «Зеркало» по авторской программе психолога школы, утвержденной зав. кафедрой социальной педагогики РГПУ, профессором Е.Н. Сорочинской. Главная идея программы заключается в том, что модели здорового образа жизни проще перенять детям от своих сверстников. По данной программе с подростками работает социально-психологическая служба (социальный педагог – Самойленко С.А). Ребята с удовольствием ходят на тренинги, организуют «Воробьиные дискотеки», ведут волонтерскую и поисковую работу, бегают в «Пельменный поход» по снегу зимой, берут интервью и пишут в газету, устраивают «Огоньки», творят коллажи и т.д. В 2005 году Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков в адрес главы района отправлено письмо, в котором отмечена положительная работа социально-психологической службы по профилактике ПАВ в ОУ, богатый методический материал и накопленный опыт предлагалось использовать в создании районного психологического центра.

В нашей гимназии развивающую среду социально-психологическая служба создает через проведение «Битяновских» недель, повышающих психологическую компетентность учащихся, педагогов и родителей. Социально-психологические недели, которые любят в нашей школе все: и взрослые, и дети, – проходят уже седьмой год. Материалы для их проведения мы черпаем из «Школьного психолога», посещения ежегодных Всероссийских недель школьной психологии (2-я и 4-я Всероссийские недели школьной психологии), посещения 2-ой Всероссийской психологической мастерской «Грани развития» в Москве (2010 г), придумываем сами.

Школу обязательно украшаем «умными высказываниями» выдающихся людей, вывешиваем путеводитель Недели. Каждый день Недели – это акции, тренинги, игры! А в конце дня – обязательно – обратная связь и результат – часто интереснейший и неожиданный!

Тема 1-й Недели: «Личность 21 века»:
1-й день – открытие недели: «Радуга» – социально-психологическое исследование настроения учащихся и педагогов;
2-й день – психологический практикум «Мастерская по общению» – 9-е классы;
3-й день – занятие «Прощать – значит любить» – 11-е классы;
4-й день – тренинг «Степной огонь» – профилактика и предупреждение СПИДа (10-е классы);
5-й день – ток-шоу «Личность 21 века»:
– деловая игра «Путешествие на воздушном шаре»;
– «Мы хотим жить!» – серьезный разговор агитбригады (10-е классы) по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и пропаганды безопасного секса; заканчиваем недели обязательно дискотекой.
Все дни работал «Разгрузочный забор» как для педагогов, так и для учащихся, на котором было написано:
«Пишите! Пишите! Пишите!
Пишите все, кто хотите!
Пишите, о чём поёт или вопиет Ваша душа!»
Итоги первого дня заставили задуматься: почему 22% взрослых уходят из школы с «чёрным» настроением и 26% – с серым, дети же, наоборот, приходят с плохим, а уходят с хорошим, – вот вам и тема для разговора с детьми: «О толерантности», «Об эмпатии» и т.д.

Тема второй недели: «Дороги, которые мы выбираем!»
1-й день – открытие недели:
– социологический опрос населения нашей школы «Идеальный портрет учителя нашей школы»;
– «Куда пойти учиться?» – информация для «продвинутых».
2-й день – тренинг «Я в мире профессий» – 9-е классы;
3-й день – тренинг «Черные камни» – профилактика ПАВ – 10-е классы;
4-й день – круглый стол – встреча с людьми различных профессий на тему «Моё место в государстве» (на встрече присутствовали: военный комиссар района, начальник налоговой инспекции, тренер ДЮСШ по самбо, артист разговорного жанра, специалист Центра занятости района, завуч ПУ-94 г. Пролетарска, начальник ОВД Пролетарского района, зам. администрации района по сельскому хозяйству, главный бухгалтер администрации района, помощник прокурора, программист, водитель).

Тема третьей недели: «Времена года, или цвет моей души»:
1-й день – осень: философские размышления о смысле жизни, её ценностях, окружающих людях;
– социально-психологическая акция «Следопыты»;
2-й день – зима: время мечтаний и подарков;
– социально-психологическая акция «Тайный друг»;
3-й день – весна: смятение чувств, любовь;
– тренинг «Человек, полюби человека!» – 10-е классы;
4-й день – лето: для себя и про себя;
– социально-психологическая акция «Интервью»;
5-й день – пятый сезон: время года моей души;
– ток-шоу «В первый раз я запел про любовь…»;
– дискотека «Только для влюбленных».

Тема четвертой недели: «Погружение в мир эмоций»:
1-й день – акция «Тайный друг»;
2-й день – акция «Угадай мэтра в сантиметрах»;
3-й день – акция «Узелок на память»;
4-й день – акция «Сеть вопросов»;
5-й день – акция «Улов недели»;
– ток-шоу «Я люблю тебя, препод!».

Тема пятой недели «Четыре стихии»:
1-й день – стихия «Воздух»:
– акция дня «Разноцветный воздух»;
– выставка рисунков (5-е классы);
– акция «Моя мечта» – о чём мечтают жители нашей школы?
2-й день – стихия «Вода»:
– акция «Ловцы жемчуга (ловцы «перлов»);
3-й день – акция «Ведро мудрости»;
– конкурс коллажей «Разноцветный мир» – 6-11 классы;
4-й день – стихия «Огонь»:
– акция «Все в красном»;
– акция «Тайный друг».
5-й день – закрытие недели – творческий вечер «Пятый элемент» (9-11 классы).

Каждому дню недели соответствовали оборудование, украшение школы, наглядность, девизы дня; обратная связь, неожиданные детские объятия и поцелуи, благодарности от детей и педагогов, администрации.

Конечно же, формировалось чувство единения, успешности, развивались самопознание, познавательные процессы, толерантность, активная позиция, критическое мышление, профессиональное самоопределение и т.д.

Рассматривая суть психологической деятельности в рамках идеи психологического сопровождения развития детей, мне хотелось бы отметить ведение факультативных часов школьной психологии по темам:
  • «Уроки общения» – 5-е классы;
  • «Мастерская по общению» – 6-е классы;
  • «Я взрослый» – 7-е классы (авторы профилактической программы – ИПК и ПРО и министерство общего и профессионального образования Ростовской области, областной ППМЦ – Т.Г. Зенкова, Т.Н. Щербакова, О.А. Басова);
  • «Кем быть?» – 8-е классы;
  • «Азбука профориентации» – 9-е классы.

В нашей школе реализуется такая зарекомендовавшая себя технология сопровождения, как «проектирование индивидуальной траектории профессионализации» посредством открытия профильных классов гуманитарного направления. Психологическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволяет организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося. Роль психологической службы – в изучении индивидуальных и личностных особенностей выпускников школы, их интересов и склонностей, ведении профессиональных карт на каждого ученика, диагностике познавательных интересов в связи с задачами профориентации, с последующим консультированием учащихся и их родителей, классных руководителей, а при диффузном типе личности – углубленной диагностике учащихся, тренинговой работе по профессиональному самоопределению.

Большую работу по организации профориентации проводят психолог и социальный педагог. Так, 8 октября 2009 года был организован и проведен областной открытый урок для 9-11 классов гимназии совместно с центром занятости населения, на который были приглашены сотрудники Ростовского профессионального лицея №13 и Орловского ПУ.

Ежегодно организуются посещения на ярмарку «Образовательная карьера». Сквозным модулем, объединяющим содержание вышеприведенных направлений, является процесс формирования портфолио и выстраивания индивидуальной образовательной программы старшеклассников.

Таким образом, профориентационная работа в гимназии ведется с учетом запросов учеников и их родителей, потребностей города и района, региона.
Психологическое сопровождение инновационных процессов заключается также в анализе учебной деятельности, который помогает оценить эффективность исследовательской деятельности коллектива, решить задачи его функционирования в рамках вопроса преемственности «Начальная школа» – «Среднее звено».

Одной из важных задач психологического сопровождения инновационных процессов является составление «банка» психодиагностического инструментария, подбор и разработка развивающих и коррекционных программ, составление практических рекомендаций по подготовке детей к школе, адаптации первоклассников и пятиклассников, десятиклассников, новеньких учащихся, то есть, в целом, – повышение научно-методического уровня работы психологической службы через участие в работе научных конференций, семинаров, РМО психологов, курсов повышения квалификации, изучение психологических новинок и др.

Еще одно важное направление работы психолога – это экспертиза новых авторских программ и инновационных экспериментов, которая обеспечивает эффективность инновационных процессов. Но она должна проводиться только при взаимодействии со школьными врачами, физиологами (нет в наличии) и учителями физкультуры, что еще раз свидетельствует о необходимости комплексного психологического сопровождения детей.

Психологическая служба нашей гимназии занимает активную позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода из ДОУ в школу, из начальной школы в среднее звено, при переходе в профильные классы. Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья.

Программа психолого-педагогического сопровождения развивает компетенции обучающихся, намеченные в стандартах нового поколения, реализуя тем самым важное направление – развитие инновационного потенциала личности.

Мы считаем, что чтобы удовлетворить запрос общества на качественное обучение, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые имеют качественную характеристику, т.е. совокупность тех принципов, приемов и методов психолого-педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания задачами здоровьесбережения, индивидуализации и развития профессиональных компетенций личности, позволяют развить предпринимательскую, менеджерскую, проектную компетенции, воспитать готовность к инновационной деятельности в условиях формирования самоорганизующего поведения, обучить презентации персонального имиджа посредством формирования портфолио и защиты индивидуальной образовательной траектории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
2. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – №1. – С. 15-32.
3. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в школе // Классный руководитель. – 2006. – №3. – С. 5.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
5. Цукерман Г.А. Какая теория нужна школьной психологии? // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С. 114-116.

Об авторе:
Даниленко Светлана Владимировна – педагог-психолог, МОУ «Гимназия №3»
г. Пролетарск, Ростовская область


Нравится

Design by WEB STYLE - разработка сайта
Сайт создан в системе uCoz