Модернизация образования



Главным результатом модернизации образования должно стать появление выпускника, способного нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Сегодня образование получило социальный заказ – цели образования должны быть направлены на формирование у школьника определенных компетентностей. Компетентность включает активное владение определенным знанием, отражающее современное состояние знаний о предмете, и умение принимать решение и действовать, добиваясь положительного эффекта в соответствии с этим знанием. Способность принимать решения в профессиональной и частной жизни является важнейшим показателем образованности.

Исходя из того, что «модернизация» - обновление - не есть отрицание имеющегося социального опыта. Это тонкая, подчас ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

Школьники нашей гимназии вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Инновации и модернизация образования напрямую коснулась нашей гимназии. К новому учебному году мы впервые получили вторую партию бесплатных учебников для 1-2 классов, и это здорово, ведь дети теперь не носят тяжелые портфели домой, а оставляют учебники в школе, так как есть комплект такой же и дома!

Наша гимназия переживает разительные перемены. В рамках проекта модернизации системы образования в МБОУ гимназию №3 г. Пролетарска Ростовской области в 2012 году поступили компьютерная техника, интерактивные доски, 1 комплект лабораторного и мультимедийного интерактивного оборудования для начальных классов - комплект получили обучающиеся 4-а класса, классный руководитель Тарасова И.А.

4-а класс осваивает новое оборудование

2 комплекта оборудования: инвентарь для спортивного зала, кабинет ОБЖ. Этот кабинет оснащен также автогородком для изучения обучающимися 1-11 классов правил дорожного движения, что является на данный момент очень актуальным!

Справа - налево Костюк Г.Н., Савченко Э., Снеговская А., Вербов М., Попов А. после тренинга по ППД

Данные комплекты позволяют в полной мере реализовать основной принцип организации обучения деятельностный подход. Каждый учащийся может максимально включиться в экспериментальную, исследовательскую деятельность, проявить в полной мере свои творческие способности. Учащиеся имеют возможность работать индивидуально, используя СD-приложения к учебникам, а также электронные пособия, полученные по проекту модернизации. На занятиях младшие школьники самостоятельно работают на ноутбуках, им нравится, что компьютер сразу показывает результат работы и можно заново выполнить задание, чтобы результат стал отличным.

Оснащение начальной школы интерактивными комплексами поставило перед учителем задачи, связанные с грамотным и целесообразным использованием техники в образовательном процессе, учитывая при этом и требования СанПиН. Поэтому очень важно дозировать применение информационных ресурсов, чтобы не причинить вреда здоровью обучающихся.

Так в чем же заключается преимущество интерактивной доски на уроках в школе? Нами замечено, что активное её использование делает работу на уроке более динамичной, позволяя охватить большой по объёму материал и рационально распределяя рабочее время, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки, повышая активность учеников на уроке, увеличивая его темп и делая обучение интересным творческим процессом. Этой цели способствует также использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек, развивающих не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяющих ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в любое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени. «Живые» задания делают учебный материал более доступным и понятным, а учеников – не только зрителями и исполнителями вопросов учителя, а соавторами урока. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь ребят изучаемым материалом, но и развивает у ребят внимание, наблюдательность, интуицию, образное мышление. Наличие в классе компьютера с мультимедийным проектором, позволяющим передавать изображение с компьютера на экран для работы с целым классом существенно меняет способ представления материала учителем и работу у «доски». Учителя Дудка Л.Н., Ефремова И.В., Толубенко В.Г., Виноградова Л.П. сопровождают свой рассказ заранее подготовленными иллюстрациями, используя интернет-ресурсы. Работа с текстом (например, его редактирование) происходит гораздо эффективнее, если её можно осуществлять прямо на глазах у всего класса.

Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся увлекательными за счёт наглядности. Использование интерактивной доски учителями Костюк Г.Н., Орагвелидзе Л.Б., Попова С.П., Вербова Г.Н., Коростылева Т.Л., Зенцева Л.П. позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Учеников привлекает новизна проведения уроков.

Мы очень рады, что дети имеют возможность получать знания на самом современном уровне. Использование интерактивного оборудования делает обучение более увлекательным, ярким, создаёт у учеников чувство сопричастности, стимулирует активность. Естественно, вся эта работа требует от учителя максимальной отдачи, высокого уровня владения информационными технологиями.

Развитие образования становится задачей номер один, которая затрагивает каждого человека. Часть денежных средств по линии модернизации направили на реконструкцию оборудования столовой. Закупили жарочные шкафы, тестомес, четыре электропечи, электрокотел, холодильное оборудование, электромясорубки, электронные слайсеры, пароконвентоматы, хлеборезка, картофелечистка, посуда.
В рамках модернизации образования материальная база спортивного зала пополнилась инвентарем: брусья, сетки волейбольные и баскетбольные, мячи, скакалки, маты, козлы, кони, гимнастические бревна, коврики «Ласточкин хвост», скамейки, щиты, инвентарь для мини-футбола. Этот инвентарь успешно используют как на уроках, так и во внеурочной деятельности учителя физического воспитания 1-11 классов: Вотяков А.А., Самойленко А.И., Клинников О.П., Галицына Е.П., Бочарова М.С.

Модернизация в моем представлении имеет два аспекта. Первый - это работа с педагогическим ресурсом, второй - укрепление материально-технической базы. В планах капитальный ремонт гимназии, оснащение конференц-зала, где проходят ученические конференции. Модернизация - не второстепенное преходящее мероприятие. Это, на мой взгляд, начало нового витка модернизации всей нашей системы. В связи с быстрыми темпами развития современных технологий наше общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки всех граждан России, а особенно подрастающего поколения. Введение стандартов второго поколения для образовательных учреждений направлено на решение именно этих, поставленных перед образованием, задач. Реализация их предусматривает использование различных нестандартных технологий в обучении, в том числе информационных. Прогресс в этой области уже сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах, что значительно повышает их дидактическую ценность.

В процессе модернизации основными позитивными изменениями в образовании можно считать расширение возможностей для талантливых и одаренных детей. Для реализации этой цели работают федеральные и региональные программы, поддерживающие и развивающие это направление национального проекта «Образование».

Задача гимназии – помочь каждому ребенку с первых шагов учебы раскрыть свой внутренний мир. Способствовать его успешной социализации в обществе помогает введение ФГОС в начальной школе.

Для ведения внеурочной деятельности наша школа обеспечена мобильным кабинетом по изучению правил безопасности дорожного движения для начальных классов, который оборудован учебно-методическим комплектом по обучению безопасности поведения на улицах и дорогах с использованием компьютерных программ дидактического и игрового характера, плакатами по безопасности дорожного движения, магнитным стендом, на котором показаны различные дорожные ситуации, действующим макетом светофора, стенными газетами, отражающими деятельность отряда ЮИД и макетом сотрудника ДПС. Руководителем кабинета является опытный преподаватель ОБЖ Костюк Г.Н. В кабинете ОБЖ теперь имеется электронное оборудование для стрельбы из автоматов и пистолетов. Формой проверки знаний обучающихся стали зачёты, тестирование, олимпиады, экзамены в электронном виде, где ученик сразу видит время и результат своего обучения.

Учитель ОБЖ Костюк Г.Н. использует в своей работе инновационные методы. На каждом уроке дети работают с электронными приложениями к учебникам. Используют прослушивание аудиозаписей на уроках ОБЖ, просматривают презентации. Электронные приложения помогают учителю провести интересные занятия с использованием мультимедиаресурсов и повысить уровень мотивации учащихся. Интерактивная приставка- тир эффективно используется на уроках. Интерактивные средства вдохновляют и призывают обучающихся к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.

В нашей гимназии имеется пропускная способность Интернет-трафика, благодаря чему школьники получают расширенный доступ к сетевым электронным образовательным ресурсам, создаются дополнительные условия для использования современных информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, в нашей гимназии созданы все необходимые условия для развития каждого школьника, и предоставлен широкий выбор для саморазвития и самопознания. Всё это позволяет нам получить более высокий результат в обучении детей, что и подтвердила независимая экспертная комиссия в феврале 2013 года при подтверждении статуса «гимназия».

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Горячие обеды, оборудованные компьютерные классы, скоростной Интернет – это то, что помогает нынешним школьникам осваивать непростые образовательные программы. 21 век называют веком компьютерных технологий. Программа модернизации образования позволила внедрить ИКТ в современную школу, и надо сказать изменила позицию учителя: из носителя готовых знаний он превратился в организатора познавательной деятельности своих учеников. Жизнь не стоит на месте. И впереди, надеюсь, наших детей ждёт много нового и интересного. Взрослые, от которых зависит их благополучное будущее, заботятся об этом неустанно; ведь вся вышеперечисленная работа происходит при содействии заведующей районным отделом образования Н.С. Яковлевой и Главы Администрации Пролетарского района Ю.А.Гречанова. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт начального образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые характеризуют креативную личность.

Модернизация образования продолжается!
Галина Коленько,
директор МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска,
Почетный работник общего
и профессионального образования РФ.




Design by WEB STYLE — разработка сайта
Сайт создан в системе uCoz