Дудка Людмила Николаевна: Бездвоечное обучение учащихся - педагогическая система Успеха
 

Бездвоечное обучение учащихся - педагогическая система Успеха

Меня, как педагога, всегда смущала неудовлетворительная оценка
ученика. Конечно, выбор в школе небогатый: от единицы до пятерки. Ну,
единица – это нонсенс, так что остается только четыре оценки. Вот, собственно,
в этом диапазоне: от двойки до пяти - я и работала в школе много лет.
С годами понимала абсурдность ситуации: двойка как отметка за знания
только озлобляла ребенка или устрашала так, что лишала воли. Я, конечно,
давала себе отчет в рискованности эксперимента обучения без двоек. Это ведь
письменный предмет! И если учитель решается не ставить двойки, то на что он
рассчитывает? Как он собирается давать знания и проверять их усвоение
учениками? Работать без двоек по письменному предмету сложнее в первую
очередь для самого учителя. И ученики, втягиваясь в учебный процесс
такой аттестации знаний, интуитивно и вполне, кстати, справедливо ждут
того же и от других учителей.
Именно эта система – система Успеха и стала отправной точкой отсчета
педагогического диалога с учениками. Вся работа на уроке выстраивается
таким образом, что класс работает не только коллективно, но и делится на
группы и пары. В группах каждый обязан осветить свой вопрос, а это значит,
что ему приходится более добросовестно готовиться к уроку, потому что в
противном случае, если он не сможет выполнить задание, пострадают все
учащиеся этой группы, то есть у них будут более низкие баллы, чем те, на
которые они рассчитывали. Коллективная заинтересованность в результатах
труда и явилась первым шагом на пути повышения качества знаний
обучающихся.
Вообще, дух коллективизма сближает и настраивает на позитивный
лад, а каждая, даже самая маленькая удача кого – то из группы, приносит
дополнительные бонусы – баллы всему коллективу. Это сплачивает
детский коллектив, каждый ученик осознает важность своего вклада в
общее дело, осознает свою значимость для коллектива.
Вторым направлением в системе работы без двоек является
индивидуальное. И если кто думает, что это несложно, то глубоко
заблуждается. Когда беру очередной пятый класс, то все только
начинается…Первые полгода – титанический учительский труд, потому что
необходимо как бы протестировать каждого из учеников на предмет
возможностей по русскому языку. Да, приходится сидеть после уроков!
Вообще, внеурочное общение с учениками поднимает в их глазах авторитет
учителя: ребенок видит, что работа учителя не ограничивается
звонком с урока – учитель готов терпеливо объяснить тему ученику, не понявшему ее на уроке
или пропустившему по причине болезни занятия.
Для того чтобы поднять качество знаний обучающихся по русскому
языку, ввожу систематическое проведение так называемых тематических
подготовленных диктантов. Ученики заранее знают, какой текст им будет
предложен через неделю в качестве подготовленного диктанта, более того, по
данному тексту прорабатываются все орфограммы и пунктограммы. Положим,
после проведения диктанта у двух – трех учеников есть ошибки в работе – им
дается возможность еще раз переписать данный текст. Они вновь его
переписывают, но уже с устным объяснением всех встречающихся орфограмм
и пунктограмм.
В пятом классе серия подготовленных диктантов проводится в течение
полугода. За это время некоторые ученики резко повышают качество знаний,
даже если в начальной школе у них никогда по русскому языку не было
четверки за четверть. Здесь еще важен психологический аспект: постепенно
повышается заинтересованность ученика в результатах своего труда, то
самолюбие, без которого трудно работать на одном энтузиазме. Так
постепенно поднимается планка качества знаний. Свою роль играет и система
поощрений, без которой не обойтись, ведь речь идет о детях. А поощрение
может быть разным: это пятерка, четверка, запись в тетради, в дневнике,
благодарственное письмо родителям, например, такого содержания:
«Уважаемые родители! Спасибо Вам за помощь в поддержке Вашего ребенка, в
заинтересованности результатами его труда. Ваш сын взял эту высоту: у него
твердая четверка по русскому языку!»
Стараюсь проводить в классах небольшие соревнования. Сразу
оговорюсь: поощрительные призы, пусть небольшие, скромные, приобретаю за
свои деньги. Никогда к этому не привлекаю родителей. Проводим конкурсы на
лучшее сочинение в классе, причем темы могут быть совсем неожиданными, не
определенными в программе: «Хотел бы я иметь сестренку или братика?»,
«Какой я? Знают ли меня окружающие люди?», «Моя заветная мечта – это…».
Поощрение может быть и простым хоровым скандированием «Поздравляем!»,
но от этого оно не будет менее значимым.
Но записи могут быть не только поощрительными, но и назидательными:
«Саша огорчил недобросовестным отношением к учебе». Кстати, все записи в
тетрадях, дневниках и сами оценки ставлю только зеленой пастой, потому
что зеленый цвет – цвет позитива, уверенности, надежды. Такая надежда
должна быть у каждого, даже не очень успевающего ученика, у того, кому
непросто осваивать русский язык.
Веду специальные записи в тетради, где против фамилии каждого из
учеников стоят плюсы и минусы освоения той или иной темы, что позволяет
более детально и скрупулезно готовить материал для следующей письменной
работы, спектр которых широк: диктанты всех видов, изложения,
изложения с сочинением, тесты, моделирующее составление текстов, составление текстов и
тестов по аналогии, спектральный анализ текста, а также комплексный,
лингвистический и т.д. Девизом бездвоечной работы учителя с учениками
должны стать следующие слова: «Нет бездарных учеников: есть не
увлеченный своим делом учитель!»
Вот, например, у Иванова в 7 классе стоят три точки: за диктант,
сочинение и зачет. В течение последующего месяца ученик последовательно
закрывает эти пробелы в знаниях: под руководством учителя досконально
разбирается диктант, ученик пишет несколько подготовленных диктантов с
разбором ошибок; на примере других сочинений идет подготовка к
собственному сочинению по предложенной теме; повторяются правила…
 Изюминкой всей системы «Успеха» я бы однозначно назвала
систематическую работу над ошибками: ежедневно, из урока в урок,
целенаправленно и четко необходимо объяснять правильное написание
слов и правильную постановку знаков препинания. Но работа над
ошибками не может быть рутинным элементом урока, поэтому она просто
обязана быть разнообразной, рассчитанной на успех.
Мне могут возразить, оперируя тем, что это каторжный труд учителя. Да,
первый год так и есть, но дальше ваши ученики привыкают к системе Успеха и
уже не испытывают страха перед уроком русского языка, более того, без
дополнительных занятий (без репетиторства) они постепенно повышают
качество знаний, так как учитель развивает в них самолюбие и стремление к
успеху, гордость за русский язык, объединивший много народов и
национальностей. Конечно, противников такого метода работы с детьми немало
даже в моем педагогическом коллективе, немало и скептиков, но эксперимент в
моей педагогической работе давно стал нормой, и, поверьте, никакого
дискомфорта в работе я не испытываю.
В работе в ситуации успеха необходимо учитывать, что от самого
учителя требуется творчество, постоянная работа над собой, повышение
профессионализма, умение построить урок с эффективным применением ИКТ.
В среде информационных технологий учитель просто обязан быть в курсе всех
новинок и достижений педагогической мысли и новшеств. Работа на
опережение, то есть раскрытие перед учениками тем и понятий, которые
будут изучаться в классах выше, - творческое начало учителя, который
развивает в своих учениках готовность к исследованию, проекту, решению
проблемы.
Чтобы заинтересовать учащихся предметом, стараюсь их вовлечь в
конкурсы и олимпиады, в том числе и всероссийского уровня. Дети быстро
втягиваются, это увлекает их. Так в этом учебном году несколько человек
принимали участие в олимпиадах МГУ «Покори Воробьевы горы»
«Ломоносов». Два шестиклассника стали победителями. Для сравнения: в
прошлом учебном году в 5 классе при УО – 100% качество составляло 59%,
а уже на конец данного учебного года качество обучения по русскому языку
71%; и если в 5 классе 3 ученика имели пятерки по русскому языку, то теперь
пятерки имеют 9 учеников класса. Кстати, в классном коллективе 21 ученик.
Вот так ситуация успеха влияет на качество обучения.
Другой пример. На начало 10 класса каждый пятый ребенок в классе
имел удовлетворительную оценку по русскому языку, а пятерок было только
две, но к концу 2010 – 2011 учебного года, то есть в 11 классе только один
выпускник имел тройку. Ровно полкласса написали ЕГЭ по русскому языку с
баллами свыше 70, а три ученицы – свыше 90.
Обучение не ограничивается рамками урока, потому что после урока
начинается процесс творчества несколько продвинутого, более сложного,
чем на самом уроке: составление презентаций, написание проектов,
исследовательских работ, подготовка слайд – шоу по теме, даже
музыкальные, графические работы…
Переводные экзамены в основной школе, то есть с пятого по восьмой
классы включительно, провожу исключительно в форме мини – ЕГЭ: тест
(варианты А и В), сжатое изложение или сочинение. И это не усложняет
подготовку учащихся, не увеличивает нагрузку на них, потому что является
закономерным результатом всей годичной работы на уроках по данному
предмету.
Ситуация успеха нацеливает и обучаемого, и самого учителя на прогресс,
на неуклонное продвижение вперед. Вообще, следует принимать во внимание
тот факт, что дети, вовлеченные в этот проект, должны постоянно повышать
свое творческое начало. И в этом плане у учителя работы много: дело в том, что
необходимо менять организацию внеурочной работы с детьми. Поэтому
вовлекаю их в разные конкурсы творческого, исследовательского характера,
потому что ученик, повысивший свою оценку по предмету, как обычно желает
идти дальше. Мои ученики - лауреаты всероссийских конкурсов,
победители олимпиады «Покори Воробьевы горы», лауреаты
Всероссийского конкурса «Первые шаги», одна из выпускниц прошлого
года награждена медалью «Эвариста Галуа» за научно -
исследовательскую работу «Спешите любить людей (тема выбора в
современной русской литературе), работы моих учеников опубликованы в
сборниках научно – исследовательских работ школьников.
Но и я, как учитель, тоже не стою на месте: победитель нацпроекта
«Лучший учитель», Заслуженный учитель РФ, лауреат Международного
педагогического конкурса, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические
инновации», сотрудничаю с СМИ, являясь членом Союза журналистов России,
пишу стихи, прозу… Общение с учениками на уровне интеллекта успеха, на
уровне заинтересованного диалога имеет свои преимущества: погружение в
творчество поднимает планку возможностей учащегося, воспитывает у него
целеустремленность, прививает внимание, навыки исследовательской деятельности.
Многие из моих выпускников связывают свою будущую
деятельность с гуманитарной сферой.

Дудка Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы



Design by WEB STYLE — разработка сайта
Сайт создан в системе uCoz