Работа психолога с детьми в школе
Важное значение служба школьного психолога уделяет психологическому сопровождению одаренного ребенка, развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей. Психолог работает по авторской программе, прошедшей экспертизу при Ростовском ИПК и ПРО «Развитиетворческих способностей у детей младшего школьного и среднего возраста»; на каждого ребенка ведется портфолио.На итоговой районной конференции исследовательская деятельность учащихся была несколько раз отмечена грамотами РОО и Грантами главы администрации района.
Социально-психологическая служба школы вот уже пятый год создает такие психолого-педагогические условия, которые в максимальной степени способствуют здоровому образу жизни, проявлению самостоятельности, активности, личностному и интеллектуальному развитию учащихся.
Условия эти – организация и ведение клуба «Зеркало» по авторской программе психолога школы, утвержденной зав. кафедрой социальной педагогики РГПУ, профессором Е.Н. Сорочинской. Главная идея программы заключается в том, что модели здорового образа жизни проще перенять детям от своих сверстников. По данной программе с подростками работает социально-психологическая служба (социальный педагог – Самойленко С.А.). Ребята с удовольствием ходят на тренинги, организуют «Воробьиные дискотеки», ведут волонтерскую и поисковую работу, бегают в «Пельменный поход» по снегу зимой, берут интервью и пишут в газету, устраивают«Огоньки», творят коллажи и т. д. В 2005 году Федеральной службой РФ поконтролю за оборотом наркотиков в адрес главы района отправлено письмо, в котором отмечена положительная работа социально-психологической службы по профилактике ПАВ в ОУ, богатый методический материал и накопленный опыт предлагалось использовать в создании районного психологического центра.
В нашей гимназии развивающую среду социально-психологическая служба создает через проведение «Битяновских» недель, повышающих психологическую компетентность учащихся, педагогов и родителей. Социально-психологические недели, которые любят в нашей школе все: и взрослые, и дети,– проходят уже седьмой год. Материалы для их проведения мы черпаем из «Школьного психолога», посещения ежегодных Всероссийских недель школьной психологии (2-я и 4-я Всероссийские недели школьной психологии), посещения 2-ой Всероссийской психологической мастерской «Грани развития» в Москве (2010 г), придумываем сами.
Школу обязательно украшаем «умными высказываниями» выдающихся людей, вывешиваем путеводитель Недели.
Каждый день Недели – это акции, тренинги, игры!
А в конце дня – обязательно – обратная связь и результат – часто интереснейший и неожиданный!
Тема 1-й Недели: «Личность 21 века»
1-й день –
открытие недели: «Радуга»
– социально-психологическое
исследование настроения учащихся и педагогов;
2-й день – психологический практикум «Мастерская по общению» – 9-е классы;
3-й день – занятие «Прощать – значит любить» – 11-е классы;
4-й день – тренинг «Степной огонь» – профилактика и предупреждение СПИДа (10-е классы);
5-й день – ток-шоу «Личность 21 века» – деловая игра; «Путешествие на воздушном шаре»; «Мы хотим жить!» – серьезный разговор агитбригады (10-е классы) по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и пропаганды безопасного секса;
заканчиваем недели обязательно дискотекой.
2-й день – психологический практикум «Мастерская по общению» – 9-е классы;
3-й день – занятие «Прощать – значит любить» – 11-е классы;
4-й день – тренинг «Степной огонь» – профилактика и предупреждение СПИДа (10-е классы);
5-й день – ток-шоу «Личность 21 века» – деловая игра; «Путешествие на воздушном шаре»; «Мы хотим жить!» – серьезный разговор агитбригады (10-е классы) по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и пропаганды безопасного секса;
заканчиваем недели обязательно дискотекой.
Все дни работал
«Разгрузочный забор» как для педагогов, так и для
учащихся, на котором было написано:
«Пишите! Пишите! Пишите! Пишите все, кто хотите! Пишите, о чём поёт или вопиет Ваша душа!»
Итоги первого дня заставили задуматься:
почему 22% взрослых уходят из школы с «чёрным»
настроением и 26%–с серым, дети
же, наоборот, приходят с плохим, а уходят с хорошим, – вот
вам и тема для разговора
с детьми: «О толерантности»,
«Об эмпатии» и т.д.«Пишите! Пишите! Пишите! Пишите все, кто хотите! Пишите, о чём поёт или вопиет Ваша душа!»
Тема второй недели: «Дороги, которые мы выбираем!»
1-й день –
открытие недели: социологический опрос
населения нашей школы «Идеальный портрет учителя нашей
школы»; «Куда пойти учиться?»
– информация для «продвинутых».
2-й день – тренинг «Я в мире профессий» – 9-е классы;
3-й день – тренинг «Черные камни» – профилактика ПАВ – 10-е классы;
4-й день – круглый стол – встреча с людьми различных профессий на тему «Моё место в государстве» (на встрече присутствовали: военный комиссар района, начальник налоговой инспекции, тренер ДЮСШ по самбо, артист разговорного жанра, специалист Центра занятости района, завуч ПУ-94 г. Пролетарска, начальник ОВД Пролетарского района, зам. главы администрации района по сельскому хозяйству, главный бухгалтер администрации района, помощник прокурора, программист, водитель).
2-й день – тренинг «Я в мире профессий» – 9-е классы;
3-й день – тренинг «Черные камни» – профилактика ПАВ – 10-е классы;
4-й день – круглый стол – встреча с людьми различных профессий на тему «Моё место в государстве» (на встрече присутствовали: военный комиссар района, начальник налоговой инспекции, тренер ДЮСШ по самбо, артист разговорного жанра, специалист Центра занятости района, завуч ПУ-94 г. Пролетарска, начальник ОВД Пролетарского района, зам. главы администрации района по сельскому хозяйству, главный бухгалтер администрации района, помощник прокурора, программист, водитель).
Тема третьей недели: «Времена года, или цвет моей души»
1-й день –
осень:
философские размышления о
смысле жизни, её ценностях, окружающих людях;
социально-психологическая акция «Следопыты»;
2-й день – зима: время мечтаний и подарков; социально-психологическая акция «Тайный друг»;
3-й день – весна: смятение чувств, любовь; тренинг «Человек, полюби человека!» – 10-е классы;
4-й день – лето: для себя и про себя; социально-психологическая акция «Интервью»;
5-й день – пятый сезон: время года моей души; ток-шоу «В первый раз я запел про любовь…»; дискотека «Только для влюбленных».
2-й день – зима: время мечтаний и подарков; социально-психологическая акция «Тайный друг»;
3-й день – весна: смятение чувств, любовь; тренинг «Человек, полюби человека!» – 10-е классы;
4-й день – лето: для себя и про себя; социально-психологическая акция «Интервью»;
5-й день – пятый сезон: время года моей души; ток-шоу «В первый раз я запел про любовь…»; дискотека «Только для влюбленных».
Тема четвертой недели: «Погружение в мир эмоций»
1-й день –
акция «Тайный друг»;
2-й день – акция «Угадай мэтра в сантиметрах»;
3-й день – акция «Узелок на память»;
4-й день – акция «Сеть вопросов»;
5-й день – акция «Улов недели»; ток-шоу «Я люблю тебя, препод!».
2-й день – акция «Угадай мэтра в сантиметрах»;
3-й день – акция «Узелок на память»;
4-й день – акция «Сеть вопросов»;
5-й день – акция «Улов недели»; ток-шоу «Я люблю тебя, препод!».
Тема пятой недели «Четыре стихии»
1-й день –
стихия «Воздух»: акция дня «Разноцветный
воздух»; выставка рисунков (5-е классы); акция «Моя
мечта» – о чём мечтают жители нашей школы?
2-й день – стихия «Вода»: акция «Ловцы жемчуга (ловцы «перлов»);
3-й день – акция «Ведро мудрости»; конкурс коллажей «Разноцветный мир» – 6-11 классы;
4-й день – стихия «Огонь»: акция «Все в красном»; акция «Тайный друг».
5-й день – закрытие недели – творческий вечер «Пятый элемент»(9-11классы).
2-й день – стихия «Вода»: акция «Ловцы жемчуга (ловцы «перлов»);
3-й день – акция «Ведро мудрости»; конкурс коллажей «Разноцветный мир» – 6-11 классы;
4-й день – стихия «Огонь»: акция «Все в красном»; акция «Тайный друг».
5-й день – закрытие недели – творческий вечер «Пятый элемент»(9-11классы).
Каждому дню недели соответствовали оборудование, украшение школы, наглядность, девизы дня; обратная связь, неожиданные детские объятия и поцелуи, благодарности от детей и педагогов, администрации.
Конечно же, формировалось чувство единения, успешности, развивались самопознание, познавательные процессы, толерантность, активная позиция, критическое мышление, профессиональное самоопределение и т.д.
Твитнуть Нравится