Конвенция о правах ребенка
ЗНАКОМИМСЯ С КОНВЕНЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА![Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах ребенка](pic/the_convention_on_the_rights_of_the_child.jpg)
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединённых Наций — ООН. Сегодня это самая известная и влиятельная международная организация.
![Организация Объединённых Наций ООН](pic/united_nations.jpg)
20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребёнка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей.
На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:
- обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;
- защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.
РЕБЕНОК И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРАВА
![ребёнок ребенок](pic/child.jpg)
Первым из них является право ребёнка на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.
![право ребёнка на жизнь право ребёнка на жизнь](pic/child_right_to_life.jpg)
В Конвенции закреплены и другие важные «естественные» права и свободы. Их можно назвать основными потому, что они дают каждому ребёнку возможность проявить и отстоять самое важное — свою индивидуальность.
![индивидуальность индивидуальность](pic/individuality.jpg)
Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.
Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.
Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.
![Свобода свобода](pic/freedom.jpg)
Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.
ОТНОШЕНИЯ РЕБЁНКА И РОДИТЕЛЕЙ
![отношения ребенка и родителей отношения ребенка и родителей](pic/relationship_of_the_child_and_parents.jpg)
С момента рождения и до совершеннолетия ребёнка оба родителя — мать и отец — несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие своего сына или дочери.
Ребёнка никто не может разлучить с родителями, если он сам этого не хочет. «Отнять» ребёнка у родителей может лишь государство, но только в случае, если в семье с ребёнком обращаются жестоко или не заботятся о нём. Если родители обращаются со своими детьми грубо, применяют к ним физическое или психологическое насилие, то такие родители могут быть привлечены к суду и лишены родительских прав.
Нередко бывает, что родители ребёнка разводятся, начинают жить отдельно и у каждого из них появляется новая семья. Даже в этом случае, если ребёнок захочет, он может общаться со своими «бывшими» родителями — папой или мамой.
Чтобы поддерживать близкие отношения, ребёнок и родители имеют право писать друг другу письма, звонить по телефону, встречаться, даже если они живут в разных городах или в разных странах.
ПРАВА ДЕТЕЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
К сожалению, в мире очень много детей, оставшихся без семьи. Родители одних умерли, погибли или пропали без вести во время войн и стихийных бедствий. Родители других отказались от своих детей, не захотели выполнять свои родительские обязанности. Защиту прав таких детей-сирот берёт на себя государство.
Если родственников удаётся найти, то государство передаёт ребёнка им на воспитание, оказывает новой семье ребёнка денежную и материальную помощь.
Если родственников найти не удаётся, то государство берёт всю заботу об устройстве ребёнка на себя. В специальных учреждениях, которые называются детскими домами или приютами, дети-сироты живут, воспитываются, учатся. Здесь для них делается всё, чтобы они чувствовали себя как дома и выросли здоровыми, образованными, готовыми к взрослой жизни людьми.
ЗАБОТА О ДЕТЯХ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ
![дети-инвалиды дети-инвалиды](pic/children_with_disabilities.jpg)
Родителям детей-инвалидов государство выделяет денежные пособия на лечение и содержание ребёнка.
с Детям с проблемами здоровья создаются специальные условия для учебы, получения профессии, медицинского обслуживания, отдыха и восстановления здоровья. Многие из этих услуг являются бесплатными.
ПРАВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДЕТЯМ ПОЛНОЦЕННУЮ И ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ
![полноценная и достойная жизнь полноценная и достойная жизнь](pic/full_and_decent_life.jpg)
Право на защиту здоровья означает, что в своей стране дети должны получать самые лучшие средства лечения и помощь лучших врачей. Государство должно стремиться к тому, чтобы условия лечения болезней, восстановления и укрепления здоровья детей становились всё доступнее и качественнее.
Право на социальное обеспечение обязывает государство оказывать денежную помощь матерям, имеющим малолетних детей; помогать молодым и многодетным семьям в приобретении жилья.
Государство также выделяет денежные средства для детей из многодетных семей, чтобы они имели возможность вместе со своими родителями приобретать все необходимое для полноценного развития и отдыха: продукты питания, одежду, игрушки, книги и др.
![общедоступное начальное образование общедоступное начальное образование](pic/public_primary_education.jpg)
Обучение в начальной школе — очень ответственный этап. Поэтому государство заботится о том, чтобы методы обучения были гуманными, а учеба доставляла детям радость и воспитывала бы в них сознание своего человеческого достоинства.
Право на получение среднего и высшего образования даёт каждому ребёнку, окончившему начальную школу, возможность получить полноценное образование, а затем и профессию.
Независимо от того, где ребёнок будет продолжать учебу — в школе, колледже, институте, университете, — государство обязано обеспечить, чтобы образование:
- было направлено на всестороннее развитие его талантов, физических и умственных способностей;
- воспитывало бы в каждом бережное отношение к природе, уважение к правам и культуре других людей.
Право на труд предоставляет возможность каждому ребёнку трудиться и зарабатывать деньги, но только при условии:
- если он сам этого хочет и его никто не заставляет работать;
- если работа не мешает ему учиться в школе и не вредит его здоровью.
Право на отдых и досуг даёт возможность каждому ребенку восстановить силы, укрепить здоровье, а также получить новые яркие и запоминающиеся впечатления.
Но важно другое, это право даёт возможность каждому ребёнку заниматься искусством и разного рода творчеством. Занятия музыкой, живописью, поэзией, хореографией и другими видами творческой деятельности помогают ребёнку раскрыть заложенные в нём таланты, выбрать будущую професси.
Свобода передвижения означает, что каждый ребёнок, его родители или опекуны имеют право на территории своей страны беспрепятственно переезжать из одного населённого пункта в другой, останавливаться и жить там, где они захотят. Это право гарантирует ребёнку возможность под опекой взрослых совершать поездки в другие страны. Цели этих зарубежных поездок могут быть самыми разными: встреча с родственниками, живущими за границей; лечение; отдых; учеба; участие в спортивных состязаниях и т.п.
Право на участие в культурной жизни предоставляет каждому ребёнку возможность отдыхать, участвовать в играх, развлекательных и культурных мероприятиях, соответствующих его возрасту.
Право на свободу объединений предоставляет детям возможность создавать различные организации по интересам: общества, клубы, студии.
![организации по интересам организации по интересам](pic/interest_based_organizations.jpg)
Независимо от того, что объединяет детей — любовь к спорту, музыке, литературе и др., — главное, что эти организации дают каждому ребёнку возможность жить ярко, интересно, с удовольствием общаться со своими сверстниками и единомышленниками.
Право на национальное и культурное самоопределение даёт каждому ребёнку возможность, независимо от того, к какой национальности, религии и культуре он принадлежит, следовать принятым в его семье обычаям, традициям>и религиозным обрядам, а также пользоваться родным языком.
В России, например, живут представители более 100 народов и национальностей. Каждый из этих народов имеет право обучать детей на своём родном языке, передавать им свои культурные нормы и традиции.
![право на защиту по закону право на защиту по закону](pic/entitled_to_protection_under_the_law.jpg)
Обеспечивая это право, государство должно следить за тем, чтобы взрослые не пытались вовлекать детей в противозаконные действия и мероприятия.
Все взрослые (в том числе и родители ребёнка) должны знать, что за попытку привлечь детей к участию в преступлениях, употреблению и распространению алкоголя и наркотиков они могут быть привлечены к суду и наказаны по закону.
Право на личную свободу и уважение личности ребёнка
говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.
Государство должно внимательно следить за тем, чтобы обвиняемый или признанный виновным несовершеннолетний:
- не подвергался пыткам и насилию;
- не был приговорён к пожизненному заключению и смертной казни;
- не содержался вместе со взрослыми преступниками.
ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА:
- напоминают, что Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь;
- убеждены, что семье как основной ячейке общества... должны быть предоставлены необходимые защита и содействие;
- признают, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания;
- считают, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе... мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности;
- признают, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании;
- учитывают важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребёнка...
(Извлечение из текста Преамбулы Конвенции о правах ребёнка)
Важную роль в решении проблем материнства и детства играет Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ)
![ЮНИСЕФ ЮНИСЕФ](pic/UNICEF.jpg)
В настоящее время детский фонд Организации Объединённых Наций работает в 156 странах мира.
ЮНИСЕФ — это единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям и реализации принятой в 1989 году Конвенции о правах ребёнка.
В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительствами и общественными организациями многих стран мира ЮНИСЕФ:
- оказывает неотложную помощь детям и женщинам, пострадавшим от войн и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций;
- реализует программы по предоставлению дешёвых услуг в сферах оказания первичной медицинской помощи, детского питания, начального образования и др.
В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы Детского фонда ООН в России — защита и поддержка прав детей на безопасное, здоровое и счастливое детство. ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы голоса детей были услышаны, а их интересы были обеспечены соответствующей политикой и финансированием.
А знаете для чего создано агентсво UNESCO (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры)?