Современное образование: новые вызовы - новые решения
 

Современное образование: новые вызовы - новые решения

Мы обсудим изменения в подходах к решению отдельных важных задач развития нашей отрасли.
Эти изменения – ответ на новые экономические, социальные и политические вызовы последнего времени.

К первому вызову следует отнести структурные и институциональные изменения экономики страны, которые не только сопровождают решение задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели.

Еще один серьёзный вызов – новый этап технологического развития экономики, ее новых отраслей.

Именно эти вызовы обозначены в ФПРО на 16-20 годы.

К вызовам можно относиться по разному - можно представить как огромную проблему, которая не поддаётся решению, а можно расценивать как шанс проверить наши способности, как повод совершенствовать знания и навыки.

В связи с этим перед нами стоят задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий преподавания на всех уровнях образования.

Сегодняшняя ситуация дала мощный толчок давно назревшим процессам в образовании. Среди них главные - создание общероссийского единого образовательного пространства, развитие воспитательного компонента образовательного процесса и модернизация профессионального образования.

Чем обеспечивается единое образовательное пространство? Прежде всего, единой стратегией развития, координацией содержательных основ образования и воспитания, едиными подходами к оценке качества.

Основные положения стратегии, установленные Президентом и Правительством нашей страны, нашли свое отражение в госпрограмме «Развитие образования Ростовской области», которая, в целом, успешно выполняется.

Совсем недавно на федеральном уровне появились новые документы, обеспечивающие единые подходы в трех главных предметных областях общего образования: Концепция ФЦП «Русский язык», Концепция математического образования, Историко-культурный стандарт.

Наша задача – исполнение этих документов, для чего необходимо масштабное повышение квалификации учителей математики, русского языка и, особенно оперативно, истории.

В Ростовской области уже появились новые линейки учебников отечественной истории с 6 по 10 класс. Учителям предстоит переход на них, синхронизация событий зарубежной и отечественной историй. Безусловно, это задача сложная и она потребует наших совместных и быстрых действий. Мы подготовили комплекс мер по дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы. Эти меры предусматривают, в частности, увеличение к 2020 году числа учителей, освоивших новые методики преподавания, в 2,5 раза.

Министерство внесет соответствующие коррективы в государственное задание областному институту повышения квалификации. В свою очередь, муниципальные органы управления образованием и методические службы во взаимодействии с институтом должны принять меры по скорейшему решению этой задачи.

Одним из главных инструментов, обеспечивающих единство образовательного пространства, являются федеральные государственные образовательные стандарты образования.

Все знаем - дошкольное образование отнесено к уровням общего.
Стандарт дошкольного образования предусматривает требования к кадровым условиям и характеристикам образовательной среды, в том числе взаимодействия педагога с детьми. Направлен на развитие творческих способностей, инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников. Оценка качества дошкольного образования на сегодняшний день остаётся одной из самых сложных проблем. Несмотря на это, педагогический коллектив каждого детского сада должен проводить оценку качества своей работы, чтобы понимать, на каком этапе достижения целей находится в данный момент дошкольное учреждение.

И, конечно, внедрение нового стандарта немыслимо без повышения квалификации педагогов. Доля работников дошкольного образования, прошедших повышение квалификации в течение последних 3-х лет, постоянно растет. К концу года этот показатель должен достигнуть 100%. Непростая задача, но абсолютно недопустимо её не выполнить. Напоминаю об этом руководителям муниципальной сферы образования.

В прошедшем учебном году стандарт начального общего образования впервые введен на первой ступени обучения во всех школах области. В новом учебном году все 5-е классы перейдут на новый стандарт, а доля обучающихся на второй ступени по прогнозу достигнет одной трети. Задел в этом направлении вполне достаточен: материальная база, благодаря недавним серьезным инвестициям, создана во всех базовых школах, повышение квалификации за 5 последних лет прошли более 45 тысяч педагогов.

Однако мониторинг, проведенный нами и федеральным министерством, выявил и некоторые пробелы. Это, прежде всего, - отсутствие комплексного подхода в использовании информационных ресурсов, а также недостаточное использование активных форм внеурочной деятельности. Информационные ресурсы, которыми сейчас располагает каждая школа, необходимо шире использовать в учебном процессе по всем дисциплинам. Применять их во внеклассной работе: на факультативах по углубленному изучению отдельных предметов, на кружковых занятиях по интересам. Например, студия компьютерной графики и анимации, шахматная секция, школьное издательство, школьный электронный новостной журнал, школьный сайт и другие. Во время моих поездок в города и районы области школьные педагоги задавали много вопросов по организации внеурочной деятельности. Сейчас около половины учащихся задействованы в этой деятельности в рамках модели дополнительного образования внутри школы. В части муниципалитетов недостаточно используются ресурсы учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. Напоминаю, я уже говорила об этом неоднократно, - дети не должны сидеть за партами после уроков! Именно вторая половина дня способствует разностороннему развитию детей с учетом их желаний и интересов. И у нас есть интересные примеры – например, в городе Волгодонске, Каменском районе, Новошахтинске, Шахтах, Новочеркасске, Сальском, Шолоховском, Усть-Донецком районах.

Предлагаю обобщить региональный и общероссийский опыт и организовать семинары по комплексному использованию информационных ресурсов и внеурочной деятельности. А может и специальные курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, вожатых, воспитателей и заместителей директоров по данным направлениям.

В сегодняшних условиях необходимо заботиться о категории детей с особыми образовательными потребностями. В тех общеобразовательных школах, где обучаются эти дети, обеспечены условия доступности получения образования: создана универсальная безбарьерная среда, установлено специальное оборудование, работают подготовленные педагоги. Таких школ уже 232. В 2015 году коллективам школ предстоит продолжить работу по преобразованию школьного образовательного пространства для комфортного и эффективного совместного обучения разных детей.


Из доклада министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В. Балиной
«Современное образование: новые вызовы – новые решения» на Областной педагогической конференции работников образования

28 августа 2015 года




Design by WEB STYLE — разработка сайта
Сайт создан в системе uCoz