Роль психологической службы гимназии
Инновации и традиции современной школы можно определить рассматривая суть психологической деятельности в рамках идеи психологического сопровождения развития детей, мне хотелось бы отметить ведение факультативных часов школьной психологии по темам:- «Уроки общения» – 5-е классы;
- «Мастерская по общению» – 6-е классы;
- «Я взрослый» – 7-е классы (авторы профилактической программы – ИПК и ПРО и министерство общего и профессионального образования Ростовской области, областной ППМЦ – Т.Г. Зенкова, Т.Н. Щербакова, О.А. Басова);
- «Кем быть?» – 8-е классы;
- «Азбука профориентации» – 9-е классы.
Роль психологической службы – в изучении индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их интересов и склонностей, ведении профессиональных карт на каждого ученика, диагностике познавательных интересов в связи с задачами профориентации, с последующим консультированием учащихся и их родителей, классных руководителей, а при диффузном типе личности – углубленной диагностике учащихся, тренинговой работе по профессиональному самоопределению.
Большую работу по организации профориентации проводят психолог и социальный педагог.
- Так, 8 октября 2009 года был организован и проведен областной открытый урок для 9-11 классов гимназии совместно с центром занятости населения, на который были приглашены сотрудники Ростовского профессионального лицея №13 и Орловского ПУ.
- Ежегодно организуются посещения на ярмарку «Образовательная карьера».
- Сквозным модулем, объединяющим содержание вышеприведенных направлений, является процесс формирования портфолио и выстраивания индивидуальной образовательной программы старшеклассников.
Психологическое сопровождение инновационных процессов заключается также в анализе учебной деятельности, который помогает оценить эффективность исследовательской деятельности коллектива, решить задачи его функционирования в рамках вопроса преемственности «Начальная школа» – «Среднее звено».
Одной из важных задач психологического сопровождения инновационных процессов является составление «банка» психодиагностического инструментария, подбор и разработка развивающих и коррекционных программ, составление практических рекомендаций по подготовке детей к школе, адаптации первоклассников и пятиклассников, десятиклассников, новеньких учащихся, то есть, в целом, – повышение научно-методического уровня работы психологической службы через участие в работе научных конференций, семинаров, РМО психологов, курсов повышения квалификации, изучение психологических новинок и др.
Еще одно важное направление работы психолога – это экспертиза новых авторских программ и инновационных экспериментов, которая обеспечивает эффективность инновационных процессов. Но она должна проводиться только при взаимодействии со школьными врачами, физиологами (нет в наличии) и учителями физкультуры, что еще раз свидетельствует о необходимости комплексного психологического сопровождения детей.
Психологическая служба нашей гимназии занимает активную позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода из ДОУ в школу, из начальной школы в среднее звено, при переходе в профильные классы. Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья.
Программа психолого-педагогического сопровождения развивает компетенции обучающихся, намеченные в стандартах нового поколения, реализуя тем самым важное направление – развитие инновационного потенциала личности.
Мы считаем, что чтобы удовлетворить запрос общества на качественное обучение, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые имеют качественную характеристику, т.е. совокупность техпринципов, приемов и методов психолого-педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания задачами здоровьесбережения, индивидуализации и развития профессиональных компетенций личности, позволяют развить предпринимательскую, менеджерскую, проектную компетенции, воспитать готовность к инновационной деятельности в условиях формирования самоорганизующего поведения, обучить презентации персонального имиджа посредством формирования портфолио и защиты индивидуальной образовательной траектории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Битянова М.Р.
Организация
психологической работы в школе. М.: Генезис,
2000. 298 с.2.
Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. Московский психотерапевтический журнал, 1992. № 1. С. 15-32.
Инновации и традиции современной школы
Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в школе. Классный руководитель. 2006. № 3. С. 5.4.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.5.
Цукерман Г.А. Какая теория нужна школьной психологии? Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 114-116
Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. Московский психотерапевтический журнал, 1992. № 1. С. 15-32.
Инновации и традиции современной школы
Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в школе. Классный руководитель. 2006. № 3. С. 5.4.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.5.
Цукерман Г.А. Какая теория нужна школьной психологии? Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 114-116
Читайте также: дефицит внимания родителей к ребенку - и другие рекомендации родителям, психологам, специалистам по социальной работе, педагогам.
Твитнуть Нравится