Методика опережающего обучения на стадии ранней предпрофильной подготовки в гимназических классах на уроках русского языка
Мир движется и совершенствуется. В его поступательном направлении огромная роль принадлежит образованию, которое корректирует этот мир, определяя нравственные приоритеты, первоочередные задачи по гуманизации общества. Современное образование проходит несколько этапов развития, основополагающим из которых является школа, в которой дети получают определяющие знания об окружающем мире, где, собственно, и формируется представление о человечестве, своем месте в сложной иерархии взаимоотношений между людьми. Как много зависит от того, кто ведет школьников по этому сложному, тернистому пути!Для детей и их родителей в нашем маленьком городе большой выбор, потому что здесь представлены пять учебных заведений, два из которых - профильной направленности. В очередной раз гимназия №3 провела набор в социально – правовой 10 класс. Первый выпуск подобного класса состоялся 8 лет назад. А общий срок оптимизации социально – правовой программы в данном учебном заведении составляет десять лет. Ученики этого профиля углубленно изучают такие предметы, как обществознание, русский язык, изучают два иностранных языка. В учебной программе курса есть такие предметы, как экономика, МХК, право. Неотъемлемым образовательным компонентом является и риторика, потому что правильная литературная речь - непременный «атрибут» современного успешного человека. Многие выпускники этого профиля – юристы, социологи, психологи, журналисты, педагоги – историки и филологи, политологи, культурологи, менеджеры, социальные работники.
Русский язык как предмет в данных классах имеет особую (наравне с образовательной) – социальную функцию. Правильная речь служит ориентиром успешных общественных отношений, взаимопонимания, карьерного роста. Поэтому в классах гимназической направленности проводятся ролевые игры, где ученику предлагается выступить в роли секретаря, менеджера, учителя, социального работника… Ученик старается правильно построить свою речь, сформулировать вопрос, ответ, заинтересовать собеседника сообщением. Ориентир по русскому языку выбран в сторону развития речи современного делового человека, именно поэтому учащиеся профильного класса пишут сочинения – рассуждения нравственно – общественной тематики, социальной направленности, учатся составлять деловые бумаги.
Но задолго до профильного обучения я по своему предмету начинаю раннюю предпрофильную подготовку, которая ориентировочно берет начало еще в пятом классе, вовлекаю учеников в разноуровневые олимпиады и конкурсы, имеющие своей целью исследование. Это акцентирует внимание учащихся на основополагающих принципах коммуникативных, творческих навыков. Считаю эту работу актуальной и востребованной. Цели ранней предпрофильной подготовки учащихся можно определить следующим образом: развитие спектра познавательных интересов в области изучения русского языка, ключевых лингвистических компетенций; выявление интересов и склонностей обучающихся; формирование осознанного мышления и творческого подхода при подготовке домашних заданий; обеспечение учебного процесса высоким уровнем современных ОЭР; интеграция образовательных дисциплин с внеурочными занятиями.
В кабинете русского языка установлены компьютер, интерактивная доска, проектор, документ – камера, МФС, собраны аудиозаписи по темам, тематические презентации. Все это позволяет проводить уроки на более качественном уровне. Вообще, за свою многолетнюю педагогическую деятельность пришла к выводу: чтобы пробудить, привить интерес к предмету, необходимо создавать на уроках и во внеурочной работе с детьми ситуацию ПОИСКА, которая напрямую связана с опережающим обучением.
Так, например, при изучении сложных предложений в пятом классе, когда материал дается скорее просто ознакомительный - с делением сложных предложений на три типа: на бессоюзные сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные, мы отрабатываем с учащимися на уроке и виды придаточных предложений, и схемы их составления (причем схемы как вертикальные, так и горизонтальные). А выделяя бессоюзные сложные предложения, дети учатся определять отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных. Стараюсь выходить за рамки стандартного учебника, если вижу, что эта тема дается детям и они заинтересованы в дальнейшем ее углублении.
Другой пример. В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» применяю метод «мозговой атаки», когда весь материал, распределенный авторами учебника по нескольким параграфам, выдаю на первом же уроке, тут же предлагаю алгоритм, а все последующие занятия идет отработка применения алгоритма при определении вида односоставного предложения. Но здесь необходимо не скатиться до рутинного отрабатывания навыков, поэтому в качестве тренировочных заданий предлагаю тематические тесты, работу с текстами с лингвистическим анализом, мини – диктанты и мини – сочинения, игру на опережение и сочинения на заданные темы. Итогом такой работы я бы определила полноценный, достаточно расширенный ответ ученика с собственными примерами ( к этому заданию восьмиклассники готовятся несколько дней), доказывающий целесообразность употребления односоставных предложений в речи, в тексте, целесообразность и выразительность. А потом уже ученикам раздаю тесты 11 класса ЕГЭ, где в задании В4 они находят сложное предложение, в состав которого входит то или другое односоставное предложение. И как радуются ученики, когда дают правильный ответ! Это, несомненно, повышает самооценку обучающихся.
В шестом классе при изучении причастий и деепричастий сразу даю определение понятия обособления. Кстати, чем раньше ученики усваивают это понятие, тем легче они ориентируются в постановке знаков препинания. Еще один нюанс опережающего обучения: работа учеников на уроке должна быть сосредоточена на тексте. В этом отношении практическую помощь оказывает пособие под редакцией А.Б.Малюшкина «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь». Текст служит основной дидактической единицей. Сначала идет коллективная работа, потом индивидуальная или групповая, связанная с полным анализом текста или частичным. Примечательно, что анализ текста включает разнообразные виды заданий как текстовые, так и творческие, связанные с написанием сочинения, расширенным устным высказыванием или письменным ответом по теме. Убеждена, что устная речь на уроке должна звучать постоянно и часто. Чем чаще ученики будут высказываться по лингвистической или нравственной теме, тем легче им будет выстраивать письменное изложение своих мыслей.
Особый вид работы – нахождение ошибок, объяснение правильного написания и закрепление данной орфограммы или пунктограммы. Вообще, убеждена, что на современном уроке русского языка постоянно должна проводиться работа над ошибками. Она должна стать нормой отсчета, с которой начинается орфографическая и пунктуационная грамотность обучаемого. После каждой работы, будь то классная, домашняя или контрольная, все допущенные ошибки учащиеся просто обязаны объяснить. Желательно к этому приучить детей как можно раньше, чтобы этот навык работы со словом, словосочетанием или предложением стал привычным делом для каждого учащегося.
Именно с работы над ошибками, в состав которых входят и речевые, и начинается метод поиска. Ученик ищет ошибку сначала просто в подчеркнутом слове, потом на строке (в 5 классе), следующий шаг – в абзаце, а более продвинутый поиск ошибки – тот, когда учитель после работы только выписывает количество орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок, а ученик самостоятельно их находит. Не сразу, не вдруг это получается у обучаемых, но вода, как говорится, камень точит. Кстати, такой вид работы напрямую связан с исследованием, по крайней мере это один из первых шагов к освоению такого вида работы.
Это расширяет творческие возможности учащихся, привлекает их к методу поиска, начальному методу исследования, что в перспективе определяет их заинтересованность в создании исследовательского проекта, потому что они учатся определять не только тему, проблему, подходить не только к выдвижению гипотезы, но и находить пути доказательства того или иного лингвистического положения. Речевое развитие учащихся благотворно влияет на общее умственное развитие, поэтому устное (продуманное, аргументированное, последовательное сообщение – рассказ) – показатель лингвистической культуры и эрудиции школьника.
Ранняя предпрофильная подготовка имеет цель не только быстрого речевого развития школьника, но и привития навыков проектной работы, которая на следующей степени обучения облегчает изучение нового материала. Она меняет установившуюся типовую структуру получения знаний, которая сдерживает развитие ученика. Современный процесс образования наметил поворот от парадигмы знаний к личностно – ориентированной компетенции. Восприятие и репродукция объема информации уже не может быть на современном уроке русского языка доминирующей, так как при таком подходе к процессу обучения возникает противоречие. Проблема поиска эффективных средств и методов формирования у учащихся необходимых лингвистических компетенций, информационное пространство знаний должны быть ориентированы на творческое мышление.
После уроков начинается внеклассная работа: ученики готовятся к очередному туру олимпиад, консультируются в написании сочинения на конкурс или исследовательской работы, а кто – то готовит презентацию и испытывает затруднения технического характера. Элективный курс «Мы – исследователи» помог вовлечь учащихся в интересный мир познания, новизны, творческого мышления, осознания своей значимости и своих творческих возможностей.
Несомненно, ранняя предпрофильная подготовка не суживает пространство будущего выбора ученика - она помогает выработать у обучаемого активную позицию, стремление к внутреннему осознанию своего «я», стремление к развитию, поэтому практикую на уроках русского языка такие виды работ с детьми, как дискуссии, ролевые игры, мини – семинары, конкурсы социальных сочинений, аудиоизложения, создание ученических электронных портфолио, вовлечение в различные всероссийские и международные детские конкурсы творческого характера.
Планируемые результаты ранней предпрофильной подготовки: углубление индивидуализации обучения; вовлечение учащихся в активный образовательный процесс; расширение инновационных методов образования; ориентация обучающихся в ситуации выбора. При такой методике обучения есть вполне реальный шанс «выписать» ученика с тройки на четверку и с четверки - на отличную оценку. Привожу пример: в 5 классе 21 ученик, по русскому языку качество знаний составляло 50% , а 3 ученика имели отличные оценки (14%) по этому предмету. В конце учебного года в шестом классе качество знаний составило 66%, из них успевающих на «пять» - 7 человек, то есть 30%.
Методика опережающего обучения органично входит в лингвистическую подготовку учащихся, поэтому любимым видом работы на уроках развития речи становятся сочинения – рассуждения нравственно – социальной тематики: «Счастье жить»,«Что значит для меня семья?», «Мое отношение к бедным», «Самые заветные желания», «Патриотизм – это…». Дети с удовольствием осваивают и жанры СМИ, пишут в районные газеты заметки, мини – очерки, мини – репортажи, то есть публицистический стиль им знаком задолго до 7 класса… А еще они делают презентации, электронные поздравления, работают с тестами, пишут стихи… Творчество раздвигает рамки школьной программы и активизирует учащихся на другой познавательный уровень. Конечно, рабочий день учителя уже не может ограничиваться только уроками, потому что каждое новое познание ребенка требует дополнительного времени и внимания.
Дудка Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы