СанПиН для школы
 

СанПиН для школы

СанПиН для школ

— нормативный, регулярно обновляемый документ, регламентирующий порядок работы учебных учреждений с целью создания и поддержания среды, во всех отношениях безопасной для участников учебно-воспитательного процесса.

Новые СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2011 г. № 19993).

Документ, в частности, определяет санитарно-гигиенические требования к размещению общеобразовательного учреждения, участку, зданию и оборудованию помещений общеобразовательного учреждения, его воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, помещениям и оборудованию, размещённых в приспособленных зданиях, режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания обучающихся, санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения, а также определяет требования к соблюдению санитарных правил.

Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, обучением и воспитанием обучающихся. СанПиН едины для всех общеобразовательных учреждений вне зависимости от организационно-правовых форм учреждений и форм собственности.

Новые СанПиН ориентированы на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В частности, в них содержатся положения, предусматривающие условия для организации полноценной внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования детей на базе общеобразовательного учреждения, разнообразного досуга. Учитывают СанПиН и возможность организации в общеобразовательных учреждениях групп для детей дошкольного возраста.

Значительное место в СанПиН уделено положениям, связанным с охраной и укреплением здоровья детей: это и требования к организации физического воспитания, предусматривающие создание необходимых условий и для занятий физкультурой в процессе освоения основной общеобразовательной программы и в рамках дополнительного образования; и возможность устройства бассейнов в общеобразовательных учреждениях (этого не было в СанПиН 2002 года); и требования к архитектурно-планировочным решениям школьных зданий; и создание условий для обучения только в одну смену; и требования к организации деятельности групп продлённого дня (это новация СанПиН). В главе X, устанавливающей гигиенические требования к режиму образовательного процесса, предусмотрены и создание условий для удовлетворения двигательной активности обучающихся, и рациональная организация учебного процесса с чередованием в расписании уроков различных по сложности предметов в течение дня. Меньше времени отводится на выполнение домашних заданий.

В части физического воспитания, однако, можно отметить и некоторые «подводные камни». Главное – недостаточная гибкость СанПиН, в них много жёстко определённых требований. Таковы, например, требования к площадям спортивных залов, некоторых подсобных помещений, раздевалок.

Опытные педагоги и руководители общеобразовательных учреждений наверняка обратят внимание на то, что максимальные величины недельной образовательной нагрузки, установленные СанПиН (часть X), увеличены на 1 академический час и при 6-дневной, и при 5-дневной учебной неделе по сравнению с СанПиН 2002 года. Казалось бы, вот она – причина для критики нового документа! Однако данное увеличение учебной нагрузки на деле означает увеличение учебной разгрузки. Лишний час – это третий урок физической культуры, который, согласно пункту 10.20, включён в объём максимально допустимой недельной нагрузки и который не допускается заменять уроками по другим предметам. К положительным изменениям в новой редакции СанПиН можно отнести более подробную регламентацию требований к медицинскому обслуживанию обучающихся и к организации их питания, а также предусмотренную в них возможность применения новых технических средств обучения, внедрения инновационных технологий.

В целом новая редакция санитарных правил является более гибкой, более инновационной, более соответствующей тем изменениям, которые произошли в образовании в последнее время и продолжают происходить сейчас. Следующим шагом по совершенствованию СанПиН, по нашему мнению, станет разработка требований к совместному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников.

Ответы на часто задаваемые вопросы:





Design by WEB STYLE — разработка сайта

Сайт создан в системе uCoz