Инклюзивное образование
Обучение в общеобразовательных учреждениях
Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.Что относится к инклюзивному образованию?
Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей.Самое важное в инклюзивном образовании
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.В чем отличие инклюзивного образования от интегрированного?
Основное отличие инклюзивного образования от интегрированного состоит в том, что интегрированное образование обеспечивает доступность обычной образовательной программы внутри ОУ для детей с ОВЗ, а инклюзивное – предполагает создание поддерживающих условий для совместного обучения в одном классе «нормативных» детей и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.Что такое основа инклюзивного образования?
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.На что опирается инклюзивное образование?
Практика инклюзивного образования часто опирается на активное обучение, аутентичные методы оценки, прикладную учебную программу, многоуровневые подходы к обучению и повышенное внимание к разнообразным потребностям учащихся и индивидуализации.Какие преимущества инклюзивного образования?
Достоинства инклюзивного образования:- Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной системы
- Уверенность ребенка в себе
- Общение со сверстниками
Какие преимущества дает инклюзивное образование детям с особенностями психофизического развития?
Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями осваивать образовательную программу в том варианте, который им доступен, в удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением. Инклюзия обеспечивает индивидуальный подход в обучении: адаптированные учебные программы, индивидуальные образовательные маршруты, учебно-методические и дидактические материалы.В чём заключаются трудности инклюзивного образования
Основные психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:- проблема неприятия людей с ОВЗ
- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования
- трудности в понимании и реализации подходов к обучению
- трудности социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ
Что предусматривает инклюзивное образование?
Инклюзивное образование предусматривает активное включение детей с особенностями в учебный процесс обычной школы. Важно отметить, что инклюзия также предполагает пересмотр системы образования в сторону создания комфортной обучающей среды для всех. Международный опыт показывает, что обучение вместе со сверстниками помогает особенным детям улучшить показатели родной речи и математики, а на успеваемость учеников без инвалидности инклюзия влияет нейтрально или положительно.Является ли инклюзивное образование обязательным?
По Федеральному государственному образовательному стандарту такое образование теперь является обязательной частью системы в Российской Федерации. Соответственно, сейчас предпринимаются серьезные шаги для того, чтобы «особые» дети перестали быть таковыми и смогли получить подходящее им образование, позволяющее им в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной частью.Какая идеология положена в основу инклюзивного образования?
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.Какие дети входят в инклюзивное образование?
Чаще всего, под инклюзивным образованием понимают – образование детей, нуждающихся в особых образовательных потребностях (наибольших изменениях образовательного пространства («Доступная среда»)), которые разделены на 9 групп: • Глухие дети;• Слабослышашие дети;
• Слепые дети;
• Слабовидящие дети;
• Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
• Дети с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата);
• Дети с задержкой психического развития (ЗПР);
• Дети с расстройствами аутистического.
Какой принцип инклюзивного образования является одним из основных?
Инклюзивным (или включенным) называют образование, которое предлагает детям с нарушенным здоровьем условия для освоения общей школьной программы в коллективе здоровых сверстников. Главным принципом инклюзии является равноценность и равноправие учеников, вне зависимости от диагностированных нарушений и состояния здоровья.В чем заключается основная цель системы инклюзивного образования?
Цель инклюзивного образования - предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.Что такое принципы инклюзивного образования?
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.Чем интеграция отличается от инклюзии?
В профессиональной литературе нередко понятия интеграция и инклюзия используются в качестве синонимов. Несмотря на то, что основополагающие цели интеграции и инклюзии очень похожи, инклюзия имеет концептуальное отличие. Интеграция означает «восстановление целого». Инклюзия – «принадлежность или включение», то есть здесь индивидуальность каждого человека рассматривается как норма, люди не делятся на группы в соответствии со своими особенностями.Что вы знаете об инклюзивном и интегрированном образовании?
Инклюзивное образование - направлено на людей с инвалидностью, они учитывают особенности слабовидящих, слабослышаших людей, людей с проблемами когнитивной сферы и ЦНС, интегрированное образование - тип образование, при котором люди с ограниченными возможностями включены в общий образовательный процесс и пребывают с другими детьми, не имеющих проблем со здоровьем, те это процесс обучения в общей образовательной среде.Чем отличается инклюзия от интеграции тест?
Разница между инклюзией и интеграцией заключается в том, что при интеграции ребенок с особыми потребностями включается в основное образование, но при интеграции этого не происходит. Обе эти методологии необходимы для обеспечения эффективного образования детей в мире.Виды инклюзивного образования
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:- Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
- Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
- Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
- Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.